СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ. ОН ЭТИМ ЖИЛ, ДЫШАЛ И НАСЛАЖДАЛСЯ
В Церкви иногда можно услышать ласковую шутку, которая согрета сыновними чувствами к святителю Николаю. Если на иконе Николай-Угодник в митре, голова покрыта, говорят, это — Никола зимний. 19 декабря. Если без головного убора, тогда — Никола вешний, весенний, празднуемый 22 мая, когда вспоминается перенесение мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Барии. Вот такая добродушная шутка! И заключенная в ней правда относится, конечно, не ко времени года, потому что икона являет надвременную, преображенную жизнь через лик и руки. И еще она указывает на эту жизнь знаками и символами.
Случается, святых архиереев пишут непокровенными, с открытой головой, а собственно указаниями на святительское служение считаются митра или монашеский клобук, реже мантия с посохом, а также омофор и вообще архиерейское облачение.
Но почти всегда непременный атрибут иконографического изображения святителей — Евангелие на левой руке, и благословляющая правая. Святитель Николай даже здесь
исключение, на его иконах часто два Евангелия и два омофора. Он и в сонме христианских святых занимает особое место: современным языком выражаясь, рейтинг его очень
высок, по частоте посещений или обращений к нему он, после Господа Бога и Пресвятой Богородицы, занимает едва ли не первое место, в России уж точно. И вот, на многих
его иконах, которые хорошо знакомы православным христианам, мы видим уменьшенное в сравнении с фигурой Чудотворца изображение Христа Спасителя с Евангелием, которое Господь протягивает своему Угоднику, и Божией матери, держащей на руках священную широкую ленту — омофор. А у святителя и так Евангелие в руках и омофор на плечах. Зачем ему столько?
Святитель Николай
Ответ найдем в Предании Церкви. На 1-м Вселенском соборе, в 325 году в Никее, святитель вступил в богословский спор с ересиархом Арием, который распространял свое неправославное учение по всему цивилизованному миру. В те времена народы начинали
открывать для себя веру в Единого Бога, в Троице Святой славимого, люди переступали тысячами пороги возникших храмов. Святитель поговорил с Арием, уяснил страшную опасность, грозящую в его лице и учении Церкви, и дал Арию в ухо, заушил его, говоря по старинке. За такой выпад, не подобающий архиерейскому сану, он был взят под стражу. Ночью нескольким святым отцам приснился одинаковый сон: Христос вручает Николаю Евангелие —
поручает ему нести в мир Царство Божие, а Богородица возлагает на него омофор — символ заблудшей овцы, которую всякий добрый пастырь возлагает на свои плечи. Отцам стало ясно, что пламенная ревность скромного епископа из Мир Ликийских угодна Богу, и они освободили Святителя, приняли его снова в общение.
Стоило ли так горячиться? Какой-то Арий говорит глупости. На вид привлекательный, высокий и аскетичный, вещает складно и страстно. За ним последовала поначалу горстка духовенства и 700 энергичных женщин. А у епископа Николая столько неотложных дел в родных Мирах. Мы знаем лишь о ничтожно малой доле их: дочерей обнищавшего отца помог выдать замуж; чудесно возвратил родителям уведенного в плен сына; добился оправдания невинно осужденных; накормил, исцелил, утешил. И такому человеку, который есть сам милосердие и сострадание, публично ударить другого?!
Значит, причина оказалась серьезной, серьезней не бывает.
Арий
Арий утверждал, что Сын не вечно рождается непостижимым Богом Отцом, но сотворен Им. Он — произведение воли отца, а не Его природы. Но если Он не соприроден вечному Богу, — рассуждали отцы Собора,- не единая с Ним сущность, то Он Сам нуждается в
cовершенствовании, Он такой же принципиально иной по отношению к Божественной жизни, как и все сотворенное. Как же Он может соединить нас с Богом? Если Христос из Назарета не Бог, Он не в силах сделать нас святыми, обожить нас, преобразить в богов по благодати. И тогда все, что Он говорил о хлебе и вине, как о Своих Теле и Крови — иллюзия, обман, психотерапия. И рушится все христианство. Бог по-прежнему далеко, как у иудеев. Иисус
не более, чем один из пророков. Так и до сих пор учат некоторые. В общем, для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие. Для Церкви — пожар, чума.
Мы и сегодня часто слышим: как верить, не столь важно. В Трех Лицах Бог, или не в Трех, и что совершается на ваших Литургиях. Какая разница?! Главное, стараться корректно себя вести.
И мы нисколько не возражаем. Спору нет, великая ценность — благоденственное мирное житие. Без внимания, доброжелательства, терпения и прощения нельзя жить всем вместе. Только вот о мире давно толкуют правительства и народы, а все воюют. Сколько договоров и деклараций подписано, призывов и лозунгов провозглашено, благих намерений высказано, а человеческая природа не меняется. Мало того, оставленный на попечение собственной лукавой и грешной сознательности, человек расслабляется и деградирует.
Сын Божий и пришел для того, чтобы Свою Божественную природу соединить с человеческой и тем спасти ее, обновить и преобразить. Пришел и приходит до сих пор на
каждой Литургии, предлагая нам Свою Плоть, Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
Этим жил, дышал и наслаждался святитель Николай, и этим питал других людей, свою паству. Разлучить человека с Богом, отлучить его от Тела и Крови Христа, Единосущного и Сопрестольного Отцу — а к этому вел Арий — этого не могла даже помыслить, тем более стерпеть душа святителя.
Спасение моряков
Какую-то задушевную мысль выразили наши предки, выбирая для иконыНиколая-Чудотворца сюжет его восстановления в святительском достоинстве. Понятно, какую. Не распускать руки учит нас милосердный святитель — в сказании о Николае-угоднике есть глубина, мудрое иносказание — он учит нас быть преданными единой правде, а не смешанным понятиям, пламенно и ревностно исповедовать великую «благочестия тайну: Бог явился во
плоти»(1, Тим 3, 1).
Протоиерей Павел Карташев
ЧТО ДЕЛАТЬ В ЦЕРКВИ МОЛОДЫМ?
В официальных документах Церкви немало говорится о молодежной политике, молодежи посвящаются конференции и круглые столы, однако сказать, что молодые люди после всего этого толпою бегут в храмы, мы никак не можем. В чем же дело? И говорит ли это о каких-то серьезных промахах Церкви в отношении к молодым?
1. Молодые люди часто сетуют на то, что их в Церкви никто не ждет. С одной стороны, может показаться, что это так. И правда, подчас пожилые прихожане не только не рады приходу молодежи в храм, но даже как-то особенно раздражаются на ни в чем не повинных юношей и девушек, если те не вписываются в некий «православный стандарт». Однако, в современной церковной среде уже и так немало молодежи, и вот эта, воцерковленная молодежь, будет, конечно, рада появлению в храме своих сверстников. Как правило, рады бывают и священнослужители, а это уже полдела. Но кроме всего того, как не сказать, что в Церкви (в каждой!) молодых людей ждет сам Господь Иисус Христос, и это – самое главное.
2. Религиозные поиски человека начинаются, как правило, именно в молодом возрасте. Студенческая среда, взросление, постижение новых наук, - все это только способствует пробуждению жажды духовной жизни. Коренные вопросы бытия мы начинаем задавать себе в 15 – 20 лет, и это время – самое благоприятное для обучения. Ведь духовная жизнь требует от нас известной внутренней, в том числе и интеллектуальной, дисциплины, требует многих познаний. Источник этих духовных познаний, в самом широком смысле слова, - это Церковь. Ее можно было бы уподобить колодцу: снаружи – ничего особенного, так, домик, зато внутри – глубина и неиссякаемый источник живой воды. Так что же делать молодежи в Церкви? А как и везде – учиться.
3. Не секрет, что церковная жизнь в годы гонений на веру была почти полностью сведена к богослужениям, даже проповедь порой не звучала под сводами храмов. Тем более, не было речи о какой-либо миссионерской работе в масштабе всей Церкви. Сейчас это поле – совершенно непаханое, и ждет своих тружеников. С нашей точки зрения, это как раз и должна быть молодежь. Ведь менталитет тех, кто сформировался в советскую эпоху, очень часто далек не только от миссионерского, но и от христианского, что бы они о себе там ни думали. Дело возрождения Церкви – общее и нравственное. Ведь если мы останемся в стороне от него, то тем самым косвенно мы подтвердим правоту богоборцев, закрывавших храмы и изгонявших Христа из жизни. Как-то не хочется быть с ними в одной шеренге…
4. И еще. Христиан всегда мало, Церковь – это малое стадо, по словам Иисуса. Никогда в истории толпы, ни молодых, ни старых, не шли за Христом. Этот путь – путь отвержения, непонятости, иногда – на время – одиночества. В христианстве надо быть предельно ответственным за свои дела, даже за свои слова. А для этого нужно мужество: мужество не пойти на поводу у толпы, мужество поступить «не как все», мужество осудить себя за что-то, в конце концов. Поэтому слабые люди христианами не становятся. Они к нему «примазываются», вертятся вокруг, это правда, но христианство живет и движется сильными и ответственными. А чтобы быть ответственным, вовсе не надо ждать, пока нас кто-то позовет или попросит. Можно просто прийти к Богу, к Церкви, и занять там свое место, которое давно уже уготовано нам Всевышним, и которое, кроме нас, никто не займет.
5. Так что делать в Церкви молодым? Ответ: жить. Просто жить на полную мощь, но жить вместе со Христом, поверяя Ему свои радости и неудачи, и стараться стать незаменимыми для тех, кто оказался рядом с нами, ведь это и есть наши ближние.
протоиерей Алексий Марченков |